Android iOS WP
Войти на сайт Регистрация
search
asdasdasd

pdf_iconСКАЧАТЬ PDF - ВЕРСИЮ

Казахстанская эстрада 90-х


Константин Козлов -
  • avatar
  • - 11 голосов
  • photos_count
  • 23
  • avatar
  • 50360
  • avatar
  • 102

Не успели мы заметить, как на казахстанской эстраде появилась целая когорта ретро-звезд. А ведь когда-то...

Не успели мы заметить, как на казахстанской эстраде появилась целая когорта ретро-звезд. А ведь когда-то они были народными кумирами, и их песни распевала вся страна. Сегодня мы вспомним самых ярких артистов, звезда которых зажглась в 90-е годы прошлого века, а также поговорим с теми, кто непосредственно творил историю нашего шоу-бизнеса.

Кирилл Ли

Как и многие другие артисты, на профессиональную эстраду Кирилл Ли пришел из самодеятельности. Правда, за...

Как и многие другие артисты, на профессиональную эстраду Кирилл Ли пришел из самодеятельности. Правда, за плечами у него был опыт игры в ВИА и филармоническом коллективе. Но потом время стало диктовать свои правила:

– Я понял, что играть поп-музыку – единственный шанс громко заявить о себе. На тот момент это было требование конъюнктуры. Конечно, на нас влияла позднесоветская эстрада – «Ласковый май» и т.п. Вот я и взял на вооружение похожую стилистику. Результатом стала выпущенная в 1991 году песня «Милашка-малолетка». Ну а потом понеслось: «Пойдем со мной», «Подруга», перепевка знаменитой: «Ну-ка, все вместе!», «Карина», «Десятиклассница», «Там» и многое другое.

Из-за большого количества хитов тогдашние музыкальные СМИ даровали Кириллу титул «Генерала казахстанской сцены». Но, начиная...

Из-за большого количества хитов тогдашние музыкальные СМИ даровали Кириллу титул «Генерала казахстанской сцены». Но, начиная с 2002 года, он стал реже появляться на телеэкранах. Любопытно, что исчезновение Кирилла с экранов многие связали с тем, что его клипы в 2002 году подверглись осмеянию в популярной тогда передаче MTV Россия «Shit-парад»

Ведущие чуть ли не по косточкам разобрали почти все клипы Кирилла Ли. Сегодня такую антирекламу многие почли бы за божий дар. Тем более, что антипиар сегодня стал едва ли не более ценным, чем, собственно, пиар. Но причина исчезновения Кирилла со сцены была, конечно, другая.

- По состоянию здоровья 10 лет я назад перестал ездить на гастроли. Тогда меня замучил ревматоидный артрит. Несколько раз прямо на сцене меня заклинивало, и я понял, что мне нужно уйти со сцены ради своего здоровья. Я успел позаниматься рекламой, продюсерским делом, даже выпустил 3 диска, песни звучали, но на сцену я не мог выходить. Но сейчас, тьфу-тьфу, все налаживается и я возвращаюсь!

Дуэт «Мюзикола»

Фото взято из аккаунта Карины Абдуллиной в Facebook.

	Дуэт «Мюзикола» за 20 лет активной творческой деятельности...

Фото взято из аккаунта Карины Абдуллиной в Facebook.

Дуэт «Мюзикола» за 20 лет активной творческой деятельности успел все –  даже поработать в России.

- Я музыкант в третьем поколении, в моей семье все занимались исключительно классической музыкой, - рассказывает Карина Абдуллина. - Мой дедушка, народный артист СССР, знаменитый баритон Ришат Абдуллин окончил Московскую консерваторию в 1936 году, папа Заур Абдуллин - в 1973-м году. Моя мама – классическая пианистка. И мне, в общем-то, тоже была уготована подобная судьба. С детства я знала, что классика – основа всех основ. И по большому счету заниматься поп-музыкой меня заставила нужда. Мои родители развелись, мама получала мало, и мне пришлось зарабатывать деньги самой.

Я в то время пела в ансамбле при Дворце пионеров, для меня это было не более, чем просто хобби. Но мой руководитель, талантливый музыкант Канат Мукаев (к сожалению, ныне покойный) разглядел во мне талант и стал потихоньку брать с собой на концерты, свадьбы, юбилеи. Так я в 13 лет заработала свой первый рубль. Дальше больше – 5, 10, 20 и уже к концу школы я получала больше мамы. У нее как у концертмейстера была ставка 120 рублей в месяц, а я столько получала за одно выступление.

Как раз в то самое время мы и встретились с Булатом Сыздыковым. Он уже был...

Как раз в то самое время мы и встретились с Булатом Сыздыковым. Он уже был опытным музыкантом. Булат успел поработать и в «Гульдере», и в ансамбле «Арай», участвовал в создании группы «А-Студио» и работал в оркестре под управлением Максима Дунаевского. И это не говоря о том, что он имел опыт работы с самыми большими звездами российской эстрады (Аллой Пугачевой, Машей Распутиной, Дмитрием Маликовым, Валерием Леонтьевым). Тогда Булат как раз созрел для собственного проекта - он искал молодую певицу, и для этого приезжал в родной город. Наши общие знакомые рассказали ему обо мне. Он пришел в музыкальную школу им. Байсеитовой, прослушал меня и мы стали работать вместе.

Это был 1993 год. В том же году я получила гран при на очень популярном в те годы конкурсе «Утренняя звезда» Юрия Николаева. И вот тогда началась моя эстрадная карьера. Мы плотно занялись своим репертуаром, и первой ласточкой стала песня «Девочка в платьице белом» (музыка Булата Сыздыкова, слова Еркеша Шакеева). Закрепили успех песнями «Вспоминай меня», «Я не забуду тебя».

Тогда мы работали в Москве, и хочу особо подчеркнуть, что на телевидении и на радио наши песни крутили совершенно бесплатно.

Мы ездили на гастроли, на международные конкурсы, и на одном из них - Big Apple Music-96 в Нью-Йорке мы стали первыми среди 16 стран мира. Но российский шоу-бизнес девяностых и «нулевых» – это две большие разницы. Уже к середине 2000-х раскрутка в России стала стоить больших денег. Тогда, взвесив все «за» и «против» мы вернулись домой и продолжили карьеру здесь.

Сегодня мы уже состоявшийся коллектив – занимаемся любимым делом и не гонимся за сиюминутной популярностью. И вообще без ложной скромности замечу, что "Мюзикола" сегодня – один из самых стабильных казахстанских коллективов.

Мы ни разу не поругались из-за денег, мы выпускаем новые альбомы, они есть в продаже. Далеко не каждая группа имеет в своем арсенале столько хитов.

Для нас творческая свобода превыше всего. У нас есть  работа, слушатель, мы постоянно гастролируем. Мы не можем себя назвать очень богатыми людьми, но все, что мы зарабатываем, мы оставляем себе, а не отдаем «дяде-продюсеру». Плюс ко всему сегодня Булат занимается педагогической деятельностью, а я выпустила 60 авторских программ на канале «Мадениет», веду авторскую передачу "Диалог" на радио "Классика". Также пишу песни для российских исполнителей, лет 5-7 назад мои песни спела Наташа Королева, а сейчас я много пишу для замечательной певицы Зары. Когда тебя вызывают на сцену Кремлевского Дворца Съездов или «Октябрьского» в Петербурге в качестве автора, это дорогого стоит.

Группа "RAP ZONE"

В 1994 году появилась самая известная рэп-команда Казахстана "RAP ZONE" . У нее было два...

В 1994 году появилась самая известная рэп-команда Казахстана "RAP ZONE" . У нее было два состава, но наиболее известен вот этот: братья Кайрат (лидер группы) и Азамат, Роксана, Артем и Сакен. Известность"RAP ZONE" принесла песня "Шум-гам-бум-переворот".

- В 1995 году я пришла на концерт группы и подошла к ребятам со словами...

- В 1995 году я пришла на концерт группы и подошла к ребятам со словами: "Что-то вы совсем не умеете танцевать", - вспоминает Роксана. - Мне тогда было 17 лет и я занималась танцами. Кайрат попросил оставить номер своего телефона. Так я попала в группу. Мы ездили на гастроли в другие города, но в основном выступали в ночных клубах Алматы, зарабатывали немного, хватало только на внутренние расходы. Мы равнялись на зарубежных рэп-исполнителей. Тогда был канал Channel V, я смотрела клип, записывала исполнителя и просила маму привезти кассету из поездок. На улице Тулебаева, чуть выше Богенбай батыра, был магазин, торговавший кассетами и гранж-вещами, например, банданами, кольцами, рюкзаками, мы все это закупали для выступлений. За ротацию мы тогда никому не платили, работали на бартер. Например, мы выступали на концерте "31 канала", а он ставил наш клип в эфир. Это было творчество, мы понимали, что это временно.

В 1996 году состоялся единственный сольный концерт "RAP ZONE" в ДК АХБК.

В 1998 году группа прекратила свое существование. Кайрат сейчас живет в Болгарии, Роксана стала фотографом, Азамат занимается бизнесом.

Яшлык

Группы «Яшлык», АР-Клуб («Дервиши») и появление Дильназ Ахмадиевой составили, так называемую, «уйгурскую волну» в казахстанском шоу-бизнесе.

В середине 90-х группа «Яшлык», некогда возглавляемая Муратом Ахмадиевым, пребывала в статусе полузабытого коллектива. Именно тогда сыну Мурата Ахмадиева Дильшату пришла идея преобразовать коллектив в современную поп-группу с элементами этно-музыки.

Рассказывает известная ныне музыкальный продюсер Гульвира Илахунова:

– Тогда не было понятия ротация – просто были дружеские отношения. Я работала на телевидении и постоянно сталкивалась с необходимостью поиска нового музыкального материала и новостей. Каждое утро я начинала с обзвона почти всех наших артистов. Новостей было мало, и мне приходилось высасывать их из пальца.

- И как-то раз в 1997 году я случайно попала на запись песни «Нигара», которую писал Дильшат Ахмадиев. Вообще, я планировала сделать только сюжет, но потом подумала наложить видео на песню и получился клип. Тогда я отдала Танирбергену Бердонгарову (будущему депутату), который тогда вел программы «Х-TV» и «Теледискотека Луноход» и просто сказала: «Если хочешь, поставь!». На следующий день ребята проснулись знаменитыми, телефон разрывался, у народа началась истерика. «Нигара» зазвучала, что называется, из каждого утюга! За это сейчас обвинили бы в джинсе – а тогда это было обычным делом.

Тогда мы с "Яшлыком" начали гастролировать. Трудно представить, но 1000 долларов по тем временам были заоблачным гонораром. 300-500 тоже считалось очень много. Моя зарплата на "31 канале"  была всего 1500 тенге. А когда мы дали сольный концерт во Дворце Республики, который нам помог организовать замечательный  диджей и ведущий, ныне покойный Константин Иванов, был нереальный аншлаг. Билеты разобрали в момент. Правда, ко мне эти деньги не попали  - куда они ушли, я не знаю. Хотя нас успокаивали, говорили, что у нас на счету уже по полторы тысячи долларов. Но денег этих так я и не увидела.

В целом «Яшлык» выдал на-гора немало хитов: «Сон мечты», «Роза», «Восток», «Разлука», «До свиданья», «Янсун». Правда, в начале «нулевых» группа исчезла также внезапно, как и появилась. Официальной причины никто не озвучил. Впрочем, многие группы и артисты 90-х формально продолжают существовать и сейчас. Но многие просто не смогли привыкнуть к новым законам шоу-бизнеса. Хотя сейчас на волне ностальгии по 90-м, многие те коллективы возвращаются из небытия. И по словам Гульвиры, «Яшлык» также готовит камбэк.

Гуля Тулегенова

Так или иначе, влияние советской эстрады на казахстанскую было огромным. Поэтому все тенденции российского шоу-бизнеса...

Так или иначе, влияние советской эстрады на казахстанскую было огромным. Поэтому все тенденции российского шоу-бизнеса почти сразу же находили отражение у нас. Гулю Тулегенову можно считать нашим ответом на такое явление, как Алена Апина.

Как вспоминает сама Гуля, все началось с обычных кухонных посиделок, куда как-то пришел ее друг...

Как вспоминает сама Гуля, все началось с обычных кухонных посиделок, куда как-то пришел ее друг и постоянный автор Ренат Абдулхаликов.

- В 1993 году он пришел ко мне домой и предложил спеть его песню « К звездам», уже в 1996-м я выступала с этой песней в Москве на конкурсе. Ну а в 1995 году стрельнул «Татарский мальчик» - с тех пор это моя визитная карточка.

Действительно, без «Татарского мальчика» Гулю и по сей день не отпускают ни с одного концерта. Дальше последовали и другие песни: «Идти с тобой», «Я тебя никому не отдам», выполненные примерно в таком же стиле.

Тем неожиданнее было то, что в 2002 году певица вдруг запела фанк и… даже выступила на разогреве у «Земфиры». Ничем хорошим это дело не закончилось - Гуля была освистана своей «нецелевой аудиторией». После неудавшейся смены имиджа Гуля Тулегенова также постепенно сошла со сцены.

Сегодня Гуля Тулегенова больше времени посвящает семье - недавно она стала мамой. Но и о певческом деле не забывает - благо ностальгия по 90-м сегодня на подъеме, поэтому все желающие артисты тех лет могут неплохо заработать на ретро-концертах и ностальгирующей публике.

- Эстрада 90-х была искренней и настоящей. Неслучайно так много людей ее любят, - считает Гуля. - Сегодня весь наш шоу-бизнес строится на воровстве идей, передергиваниях и переиначиваниях иностранной музыки.

Парвиз Назаров

Фото Ярослава Радловского с сайта tengrinews.kz

	Образ одинокого романтичного героя пришелся Парвизу Назарову как нельзя кстати...

Фото Ярослава Радловского с сайта tengrinews.kz

Образ одинокого романтичного героя пришелся Парвизу Назарову как нельзя кстати. В отличии от многих других артистов, Парвиз никогда не пытался менять имидж, ибо понимал, какую огромную роль он играет в его случае. Стартовав на «Азии Дауысы» в начале 90-х, наибольшего расцвета Парвиз достиг в середине и конце десятилетия, выдавая несколько раз в год порцию хитов: тут и «Белые облака», и «Лети», и «Крестная мать», и «Берег», и «Девочка моя».

Но и его не обошла судьба большинства звезд 90-х. В середине 2000-х годов о Парвизе несколько забыли. Сам певец, кстати  недавно заявил, что никуда и не исчезал в «нулевые». Он стабильно выпускал новые песни, снимал клипы. Но ставились они почему-то не в самое удобное для зрителей время, в связи с чем и сложилось ощущение «забытости». Тем не менее, в 2010 году Парвиз выстрелил новой песней «Я не умею играть на гитаре», которая сразу же стала хитом, в том числе и в интернете.

Группа "Бублики"

А вот этот проект Кайрата Кульбаева, который сейчас возглавляет Управление культуры города Алматы, смело можно назвать казахстанским ответом "Иванушкам International". Имидж «своих ребят», простенькие песенки – вот и успех. Пик их востребованности приходится на 1997-2000 годы. Впрочем, этого хватило ровно на три хита: «Холод дней», «Пополам», «Легко-легко».

Потом интерес к группе стал затихать, и их исчезновения никто и не заметил. Во-первых, потому что участники группы почти сразу занялись другими проектами. Мухтар Отали вместе со своей тогдашней женой, ныне известной актрисой Линдой Нигматулиной, создали группу «ДНК». А Евгений Кравчук – группу «СССР». Правда, сегодня все эти проекты также почили в бозе, и вспоминают их куда реже «Бубликов».

Нурлан Абдуллин

Фото с официального сайта певца.

	Когда Нурлан появился на казахстанской эстраде, только ленивый не называл его...

Фото с официального сайта певца.

Когда Нурлан появился на казахстанской эстраде, только ленивый не называл его казахстанским Михаилом Шуфутинским. Помимо, пусть и отдаленного, но все же внешнего сходства, причины такой аналогии были и в музыке, которую исполнял Нурлан. Казахстанского шансона, как отдельного жанра, так и не получилось, но если бы он и прижился в нашей стране, то, думается, Нурлан Абдуллин вполне мог бы стать его родоначальником. Ибо назвать его творчество попсой язык не повернется, а лиричность и народность песен делают его близким к русскому шансону. Впрочем, сам Нурлан считает, что существует только музыка - искренняя или неискренняя.

– Когда я пошел на эстраду, я никогда не думал, что она станет бизнесом. Начинал я, как и почти все, с конкурсов. С незабываемой «Азия Дауысы» - великолепного детища Мурата Иргалиева и Саши Пономарева. Тогда это было центром притяжения всех музыкантов. Оттуда все и пошло-поехало.

В 1997 году у Нурлана «выстрелила» песня «Я остаюсь с тобой», которая была исполнена вместе с детским хором «Елимай». Еще спустя год появилась не менее хитовая песня «Дорога к дому» Адиля Жамбакиева. Потом последовал знаменитый «Абдулла» и другие песни.

– Сегодня несколько утеряно ощущение дружбы и единства, которое тогда было присуще всем артистам. Мы интересовались новостями, искренне болели друг за друга, радовались новым исполнителям. А сегодня все поделились на какие-то группы, кучки, кланы. Появляются проекты-однодневки, которые направлены только на зарабатывание денег. Я даже несколько жалею, что ушла цензура. Все-таки она задавала определенные параметры качества.

Лана

Едва только она появилась на экранах ТВ,  все чуть ли не в унисон начали кричать про казахский клон Ванессы Мэй. Правда, Адиль Жамбакиев, занимавшийся в те годы раскруткой Ланы, особо напирает на то, что его подопечная появилась раньше китайской скрипачки. Правда, именно международный успех Ванессы Мэй помог Лане хорошо раскрутиться в Казахстане. Первый ее клип - «Калейдоскоп», вышедший в 1998 году, удивил всех оригинальностью и уровнем клиповой эстетики, несвойственной нашей эстраде, все же работающей на местечковом уровне. Далее последовали скрипичные каверы на песню «Вчерашний дождь» из фильма «Женщина дня», «Tico-tico». Потом певица перешла на репертуар отечественных авторов, ну а потом и вовсе отошла на второй план.

Группа "Тристар"

Группа "Тристар" в 1998 году стала совсем нетипичным для нашей страны явлением. Их первая вещь «Уходи» была довольно дерзким закосом под западные группы.

1998 год, автор фото Андрей Лунин. Снимок взят из страницы группы на Facebook.

	Коллектив собрался из...

1998 год, автор фото Андрей Лунин. Снимок взят из страницы группы на Facebook.

Коллектив собрался из тогда уже опытного алматинского музыканта Сергея Чика, имеющего за плечами проекты «Черный принц» и «Doublelectric», его жены Инги Руф и ведущей 31-го канала Алины Мандрыкиной.

 Рассказывает основатель коллектива Сергей Чик:

- Идея создания группы принадлежит Инге. Она не могла спокойно смотреть на то, как у моего проекта "Doublelectric" дела начинают идти в гору, а она в этом никак не участвует. Предложила написать песню для нее и Алины - что-то в стиле "Tic Tac Toe". Так появился первый трек "Уходи" и, собственно, сама группа "Тристар". Отказаться от участия в этом начинании я, конечно же, не мог, т.к. музыканту всегда полезно иметь на вооружении людей, имеющих прямой доступ к теле- и радио-эфиру. Могу сказать, что эту возможность мы использовали максимально.

Правда, побыв в топе всего пару сезонов, группа резко сбавила обороты. Их последние песни уже...

Правда, побыв в топе всего пару сезонов, группа резко сбавила обороты. Их последние песни уже ничем не отличались от обыкновенной попсы. Ну а в 2003 году "Тристар" и вовсе прекратил свое существование, а его участники перебрались на ПМЖ в Россию.

Но в сентябре 2012 года неожиданно было объявлено о воссоединении коллектива. Правда, Сергей Чик сказал, что это объединение было всего лишь разовым. О полноценном камбэке «Тристара» речи не идет.

Группа "Уркер"

Уже в наше время Борис Гребенщиков сказал: «Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране!»...

Уже в наше время Борис Гребенщиков сказал: «Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране!». Вот Айдосу Сагату, лидеру группы «Уркер» эта миссия пока удается. В 90-е «Уркер» стал настоящим феноменом на отечественной эстраде. Пожалуй, сегодня они единственные, кому удается удачно компилировать рок с казахским мелосом.

– Мы исходили из довольно простой установки - у нашего народа должна появиться своя любимая группа, поющая на родном языке, вспоминает Айдос Сагат. - Надо сказать, что в этом смысле после "Дос-Мукасана" получился довольно большой перерыв. На тот момент ничего подобного на музыкальном поле не было. Считалось, что казахская эстрада - это что-то очень советское, официозное и скучно-целомудренное. Неформально и лихо никто с казахским материалом тогда не обращался. Этим мы заслужили любовь и уважение прогрессивной части молодежи, то есть студентов алматинских вузов.

Надо сказать, что в то время клипы по ТВ показывали не за деньги, как сейчас, а если песня и клип хорошие. Получилось, что первый же наш клип на песню "Ансарым" (музыка - Айдос Сагат, слова - О.Билялов) какое-то время шел в эфире каналов с частотой рекламного ролика без всяких усилий с нашей стороны. Просто людям нравилось и они просили еще.

Ну и затем был «Наурыз». Песня, что называется, выстрелила. Люди пели ее хором на улицах! А родилась она минут за 40...

Рахат Турлыханов

Рахат Турлыханов – вот уж действительно фигура, которая на рубеже десятилетий являлась воплощением новой эпохи нарождающегося казахстанского шоу-бизнеса. Именно Рахат породил целое направление на казахстанской эстраде, ярчайшим представителем которой сегодня можно назвать певца Айкына.

Имидж одинокого романтичного певца пришелся весьма ко двору – 15–17-летние девочки буквально визжали при его...

Имидж одинокого романтичного певца пришелся весьма ко двору – 15–17-летние девочки буквально визжали при его виде. Юный певец был из известной семьи: дядя Даулет Турлыханов – знаменитый спортсмен, на тот момент был депутатом Мажилиса Парламента. Отец Кайрат Турлыханов – таможенник, возглавлял «Бахты». Кстати сказать, РахатТурлыханов – один из первых певцов, кто всерьез пытался пробиться на российскую эстраду. Для того, чтобы раскрутить Рахата в России, прилагались самые мощные силы – тяжелая артиллерия российского шоу-бизнеса в лице Константина Арсенева и Юрия Айзеншписа. Но, увы, это не удалось. На MTV Россия его клип не восприняли. На 1999– 2001 годы пришелся пик популярности Рахата, затем слава сошла на нет. Имя Рахата Турлыханова всплыло в связи со скандалом, в котором фигурировала казахстанская дипмиссия. Рахат стал рекордсменом по количеству штрафов за нарушение ПДД. Бывшая звезда эстрады служил в посольстве третьим секретарем. В прошлом году Турлыханов возглавил Департамент молодежного предпринимательства НЭПК "Союз Атамекен".

Группа "Алан"

Сегодня в массовом сознании казахстанцев эта группа почти забыта, а между тем в 90-е критика...

Сегодня в массовом сознании казахстанцев эта группа почти забыта, а между тем в 90-е критика называла их самым стильным казахским бойз-бендом. Группа «Алан» образовалась еще в 1990-м, в их составе были дети участников легендарного ВИА «Дос-Мукасан» Мурата Кусаинова и Бахыта Джумадилова (Данияр и Даурен соответственно). Тогда их называли «Мукасанятами». Но особым успехом этот проект не увенчался.

- Наша группа тогда состояла из пяти человек, - рассказывает Данияр Кусаинов. - Я играл...

- Наша группа тогда состояла из пяти человек, - рассказывает Данияр Кусаинов. - Я играл на клавишных, вместе со мной - Даурен Джумадилов (солист), Асан Нургазинов (гитарист), Нурлан Макашев (барабанщик) и Серик Ислямиев (бас-гитара). Просуществовали в таком виде 2 года. Даже успели отснять видеоролик на песню «На меня ты не смотришь». По окончании института ребята разъехались по разным городам. А в 1997 году мы вновь собрались -  Данияр, Асан и Нурлан. И вплоть до 2002 года мы выступали как группа «Алан». Я всегда слушал «Битлов», Bee Gees, Стиви Уандера, а у Асана кумиром был Владимир Кузьмин. Эти наши пристрастия и повлияли на музыку, которую мы писали.

Всего группа выпустила 6 клипов, но запомнились только «Жiгiттер жыры» и «Только ты». Первый клип сняли за 2-3 часа за ящиком пива. 

- А вот клип «Только ты» тщательно снимался несколько дней. Мы никак не могли поймать кадр с закатом на Ленина-Абая, - вспоминает Кусаинов. - Тогда в клипе у нас снялась ныне известная продюсер и шоу-вумен Баян Есентаева. 

 В начале 2000-х творческая активность группы сошла на нет. И в 2002 году «Алан» тихо распались. Данияр Кусаинов и Нурлан Макашев ушли в бизнес, а Асан Нургазинов - в науку.

Группа "Дуэт L"

Если мировую тенденцию на бойз-бенды казахстанская эстрада уловила почти без опоздания, «девчачьих» коллективов в Казахстане ждать пришлось очень долго. И в 1997 году на казахстанском небосклоне появился «Дуэт L», состоявший из финалисток достославной «Утренней звезды» Людмилы Ким и Ларисы Ивановой.

Имидж простых современных девчонок полюбился казахстанцам, и девушки были желанными гостьями на всех концертах. Возможно, они так бы и сошли с эстрады, если бы не одно но… В 1998 году в Москве распалась группа «Восток», к тому времени известная по хитам «Миражи», «До встречи». Вернее даже сказать не распалась, а раскололась. Продюсер коллектива Александр Толмацкий, который позже станет известным как «папа Децла», предложил петь в группе «Восток» девушкам из «Дуэта L». Самой заметной песней тех лет стала «Донна Осень», но в дальнейшем сотрудничество также не заладилось. И в 2001 году обновленный «Восток» перестал подавать признаки жизни. Лариса Иванова еще пыталась продвинутся на российском рынке под псевдонимом Искра – ее клип «Зима» даже раскручивался на еще процветающем тогда MTV. Но со временем и она вернулась на родину.

Сегодня "Дуэт L" совершил успешный камбэк и перепевает не только старые песни, но и выпускает новые.  В 2011 году девушки выстрелили песнями "Алма-Ата" и "Love Story".  

Группа "Мотор-Роллер"

О нелегкой судьбе рок-н-ролла в Казахстане знает, пожалуй, каждый, кто хоть сколько-нибудь серьезно пытался заниматься...

О нелегкой судьбе рок-н-ролла в Казахстане знает, пожалуй, каждый, кто хоть сколько-нибудь серьезно пытался заниматься рок-музыкой в нашей стране. Огромное количество групп, если и появлялось у нас на сцене, столь же быстро гасли без следа. Но есть и приятное исключение и называется оно "Мотор-Роллер". Успешно стартовав в 90-е с песнями «Алма-Ата», «Самолет», «От Бишкека до Алма-Аты», они и по сей день являются одной из самых ветеранистых рок-групп Казахстана, хотя и их путь на небосклон был довольно нелегок и тернист. Вспоминает фронтмен коллектива Ильяс Аутов:

– Все началось с ветра у меня в голове,  я не знал, чем я буду заниматься. По натуре я был не слишком работящий человек – больше тянуло к общению с друзьями. Я подрабатывал в газете, учился на журфаке, студенческая жизнь была в самом разгаре. И тут друг предложил создать рок-группу. А об этом я давно мечтал, человек в 18-20 лет особо ни о чем не задумывается, он ведь думает не головой, а сердцем. Мы мечтали играть как "Битлы" или "Роллинги". Может быть, меня спасло то, что я многого не знал – если бы на меня вывалили все, что мне предстоит пережить, не знаю, как бы я на это отреагировал.

Все-таки действительно, новичкам везет. Мы стали петь, у нас появились пусть старые советские и ГДР-овские гитары, начали репетировать. А в 1994 году мы с песней из фильма «Человек-амфибия» заняли второе место в телеконкурсе «Музыкальное казино».

Вообще, в стране в 90-е было не до музыки. Люди думали о хлебе насущном, очень тяжелое было время. Лично для меня 90-е ассоциируются с вечной зимой – помню, я даже летом не мог согреться. Платили нам смешные деньги: по 5 долларов за концерт. После уже подняли до 20 – смешно говорить, но тогда это было настоящим праздником.

При всем этом, ощущение свободы всем нам кружило голову! Сколько интересных проектов было на радио, на ТВ! Их вели наши хорошие друзья: Женя Бычков, Ноэль Шаяхметов, покойный ныне Костя Иванов. Даже я подрабатывал на ТВ, у меня была детская передача. Мы там дурачились, одно время снимали детские пародии на мексиканские сериалы!

Уже к концу 90-х образовалось немало рок-н-ролльных и джазовых команд. Мы стали делить клубы, появилась возможность зарабатывать на этом. Но потом нас начали вытеснять «фанерщики». Петь они не умеют, но в плане шоу и «лизания задницы» мастерства хоть отбавляй. У них очень хорошо этот рефлекс срабатывает. У тех, кто творчеством занимается, есть принципы. А у них принципы отсутствуют – это мы наблюдаем на экране, когда включаем каналы. Торжество пошлости и бездарности. Эти люди в каком-то мирке живут – кого ни спрашиваю, их никто не смотрит, никто не знает, но при этом они постоянно «в ящике». Если раньше у артистов, воспитанных советской школой, были имперские амбиции, соответственно, и имперский уровень, то сейчас он упал до аульно-местечкового со всеми вытекающими.

Александр Цой

Песню «Динара», кавер-версию знаменитой «Venus» группы «Shocking Blue» (в простонародии – «Шизгару») в конце 90-х...

Песню «Динара», кавер-версию знаменитой «Venus» группы «Shocking Blue» (в простонародии – «Шизгару») в конце 90-х пел, пожалуй, весь город. А «Наклонный город» на какое-то время и вовсе стал неофициальным гимном южной столицы.

- История успеха «Динары» началась с одного сборного концерта в Алматы. Одна певица исполняла известную «Шизгару», а я в это время ждал своей очереди за сценой, - вспоминает Александр Цой. - Мне понравилось, как песня была перепета, и я подумал: хорошо бы написать к ней прикольный текст на русском языке. Изначально «героиней» песни должна была стать Гульнара, но у меня уже была песня «Гуля с Алмагуля», и чтобы не возникло путаницы, я переименовал героиню в Динару. Тогда я познакомился с Шынар Дюсенбеновой, которая снималась в первом казахстанском сериале «Перекресток» и была очень популярна. Я предложил ей сняться в клипе, где в нее по сюжету был влюблен маленький мальчик. Это были очень легкие и веселые съемки, мы прямо на ходу придумывали сценарий клипа. «Динара» стала очень популярной, в 1997-м она стала самой лучшей детской (!) песней по версии телеканала «Хабар», а в 2001-м она завоевала награду «Песня десятилетия». До нее уже были «Гуля с Алмагуля» и «Алмаатинский рок-н-ролл», именно рок-н-ролл, что называется, «выстрелил». После него меня начали узнавать на улицах. В 1998-ом году я написал песню «Наклонный город», в которую я постарался вложить всю свою любовь к этому прекрасному городу. В том же году «Наклонный город» одержал победу в конкурсе на лучшую песню об Алматы. Это была победа среди 800 заявок!

Если в 90-е Александр был удачливым автором-исполнителем, то в 2000-е годы он, как и многие, стал жертвой платной ротации.

– Я просто пел и никогда целенаправленно не пробивался на эстраду. Сейчас выступаю с группой, но уже без ротации на ТВ, работал в пиаре, сейчас пишу книги. Моя первая книга вышла в 2005-м, в этом году планирую второй выпуск. По стилю это записные книжки наподобие тех, что писали Сергей Довлатов и Анатолий Мариенгоф.

О том, как положительно сказывалась на нашей эстраде незацикленность на прибыли от артиста, вспоминает и музыкальный критик Роман Райфельд:

– В чем особенность и уникальность эстрады 90-х, так это в том, что артисты появлялись практически из ниоткуда. Индустрии продвижения артистов не было, и мы не имели такого безумного количества «конвейерных» однодневок. Еще были живы советские традиции, когда на эстраду попадали через фестивали. Многие помнят «Голос Азии» и «Жас Канат», откуда вышло немало групп. Кстати, именно «Голос Азии» помог зажечься, а потом и погаснуть группе «Роксонаки». Я считаю, что это была самая лучшая инновация в нашей музыке в 90-х и по степени оригинальности, творческой мощности и музыкального содержания сила «Роксонаки» не перекрыта до сих пор. Конечно, сейчас есть интересные ребята из «Buhar Jerreau», но все равно им далеко до «Роксонаки».

Массово в теле- и радиоэфир казахстанские исполнители пошли только после закона о продвижении отечественных артистов в эфире – тогда еще было не важно, на каком языке. Только после этого каналы и радиостанции стали обращать внимание на наших артистов – в те годы в основном крутились западные и российские исполнители. Первая волна отечественного продукта пошла на радио и ТВ в 1992-1995 годах. Была еще программа «Лестница» на тогда популярной радиостанции «Тотем» с Тахминой Кибировой. Пожалуй, все самые известные артисты тех лет прошли через ту передачу.

Вообще, тогда даже слова "ротация" еще не существовало. Еще не было музыкальных телеканалов, а были лишь музыкальные телепередачи «X-TV», «Музыкальный канал 31», куда клипы наших артистов брались абсолютно бесплатно. Только в конце 90-х на эстраду массово поперли жены, любовницы, дети олигархов, стали снимать клипы и размещать их в эфире за деньги. Нужно сказать, что на этих клипах поднялось узбекское кинопроизводство – ибо из-за дешевизны павильонов и оборудования на «Узбекфильме» почти все наши «звезды» снимали свои клипы там. С 90-х годов и по сей день большая роскошь для казахстанских артистов полноценные большие гастроли. Не стоит путать их с той-бизнесом, который процветает пышным цветом, несмотря на заявления некоторых, что у нас его уже почти нет. Большие концерты по сей день может себе позволить Алматы и Астана. Последняя во многом за счет поддержки госструктур.

В 90-е годы гонорары звезд были очень малыми, а о таком явлении, как райдер, многие и вовсе не слышали. Но с тех же пор у организаторов концертов и корпоративов идет порочная практика приглашать российских звезд среднего и низшего звена за большие деньги. Но в последнее время наметилась интересная тенденция – Россию все чаще вытесняет Украина – уровень их артистов на порядок выше, соответственно и стоимость тоже. Но здесь услуга соответствует цене и в последнее время в Казахстане это все чаще понимают и «заказывают» украинских артистов вместо российских. 

Все же те годы дали нам много интересных имен. Интересно наблюдать за теми, кто и сегодня держит планку. Таких немного, но они есть. Прежде всего это Батырхан Шукенов – он всегда интересен, у него требовательное отношение к качеству материала, причем неважно, играет он в «Арае», поет в «А-Студио» или выступает сольно. Из казахскоязычных это, пожалуй, «Уркер» и Нурлан Албан. Думаю, такого высочайшего уровня у нас не достигал никто. А «JCS» (хоть основной подъем их придется на 2000-е годы), думаю, могли бы и вовсе выйти на международный уровень.  

Много хороших начинаний 90-х в «нулевые» уничтожил пресловутый конвейер, когда артисты превратились в просто средство для зарабатывания денег. Даже «однодневки» делают что-то, пытаясь заявить о себе, но в конвейере заинтересованы «карабасы-барабасы», которые выжимают все соки из молодых исполнителей, выбрасывая их потом, как отработанный материал. И в основном они остаются певцами одной песни.

Не расстраивайтесь, если не увидели здесь своих любимых певцов - мы продолжим эту тему в будущих репортажах.


Нравится

Комментарии


voxpopuli auth facebook auth twitter auth vkontakte auth mailru auth
avatar

Вверх